Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Советские истребители МиГ-3 ПВО Москвы на Центральном аэродроме им. Фрунзе. 1942 г. Основные вехи. Российская империя Первый опыт применения средств воздухоплавания (аэростатов) в военных целях и способов борьбы с ним наши военные получили в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. при обороне Порт-Артура. В результате Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления (Артком) в ноябре 1907 г. принял решение «приступить к разработке мер борьбы с управляемыми аэростатами». В 1912 году специалист в области артиллерии генерал Е. К. Смысловский предложил особый способ стрельбы по самолётам (аэропланам). Генерал предложил обстреливать пулемётным огнём не отдельно взятый аппарат, а определённую зону воздушного пространства, через которую пройдёт воздушный аппарат. В дальнейшем зенитные пулемёты широко использовались в сочетании с зенитной артиллерией. В 1912 году офицер постоянного состава Офицерской артиллерийской школы гвардии штабс-капитан В. В. Тарновский разработал бронированную автомобильную установку с зенитным орудием калибра 76,2-мм. Руководство Общества Путиловских заводов подготовило проект, позднее получивший название «Орудие Тарновского-Лендера» (по фамилиям разработчиков). В июне 1914 г. Артком заказал у Путиловского завода первую партию таких пушек в количестве 12 единиц. Орудие это представляло собой тумбовую установку, которая могла монтироваться на различных платформах (автомобильной, железнодорожной и стационарной). Досягаемость по высоте (до 5 км), по горизонту (до 8 км) при практической скорострельности 12-15 выстрелов в минуту и круговом обстреле делала зенитную пушку пригодной для успешной борьбы с летательными аппаратами на высоте до 4 км. Первые четыре орудия, получившие название «3-дюймовая противоаэростатная пушка образца 1914 г. Путиловского завода на автомобильной установке», были собраны в конце 1914 г. и установлены на 5-тонных автомобилях американской фирмы «Уайт», изготовленных специально для них Русско-Балтийским заводом. Одновременно Генштаб утвердил штат Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту. В этот же период в России зарождается истребительная авиация. Ещё до начала Первой мировой войны рождается идея «борьбы за господство в воздухе», создания специальных самолётов-истребителей. В 1912 г. начальник Генштаба генерал Жилинский предложил заказать военные аэропланы для борьбы с воздушным флотом противника. Также предлагалось сформировать армейские авиационные отряды. Однако к началу войны в России так и не создали боевой аэроплан. К началу Первой мировой войны в России было 140 аэропланов (у Франции – 500, Германии – 150, Англии – 65, Италии – 50), и она не уступала своим противникам. Но уже в ходе войны, из-за низкой технологической, индустриальной базы, Россия резко отстала как от союзников по Антанте, так и противников (Германия). ![]() 76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов на железнодорожной платформе. Белая армия. 1919 г. Воздушный таран В России зарождается высший пилотаж, который в дальнейшем стал неотъемлемой частью воздушного боя. Так, 9 сентября 1913 г. на Киевском аэродроме поручиком Нестеровым на самолете типа «Ньюпор-IV» впервые в мировой практике была выполнена замкнутая петля в вертикальной плоскости (т. н. «мертвая петля»). Первое время единственным действенным способом для надежного уничтожения противника в воздухе считался касательный удар, позднее названный в русской (советской) авиации тараном. Так, первым такой способ в небе над штабом 3-й русской армии Юго-Западного против австрийского разведывательного самолета типа «Альбатрос» 8 сентября 1914 г. применил командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан П. Н. Нестеров. На двухместном самолете типа «Моран» русский летчик, выполнивший перехват группы неприятельских воздушных разведчиков, атаковал один из них. В результате тарана экипаж австрийского самолета и сам Нестеров погибли. За этот подвиг русский пилот был награжден орденом Святого Георгия IV степени и чином капитана (посмертно). Наилучшими средствами для стрельбы по воздушным целям являлись 76,2-мм пушки (обр. 1900 г.), а также 76,2-мм горные орудия системы Шнейдера (обр. 1909 г.), установленные на специальные противосамолетные поворотные рамы. Весной 1916 г. было положено начало созданию в России истребительной авиации, решавшей одновременно задачи воздушной обороны. В соответствии с приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандования № 329 от 25 марта при авиаротах 2-й, 7-й и 12-й армий были сформированы три истребительных авиаотряда. К лету Ставка ВГК потребовала создания аналогичных истребительных отрядов и в других армиях. На вооружении этих первых истребительных авиаотрядов состояли одноместные и двухместные самолеты типа «Ньюпор-10», «Кодрон», «Вуазен», «Фарман» и др. ![]() Штабс-капитан Нестеров в 1914 году ПВО Советской республики Военно-политическое руководство Советской России, с учётом угрозы воздушного нападения, приняло решение включить в штат каждой пехотной дивизии 4-орудийную зенитную позиционную батарею. Оставшиеся от царской армии лётчики воевали за красных и белых. Всего за период Гражданской войны в Советской России был официально зафиксирован 131 воздушный бой между красными и белыми лётчиками и их союзниками. В докладе инспектора артиллерии РККА Ю. М. Шейдемана «О воздушной обороне Республики» от декабря 1922 г. предлагалось разделить территорию страны на приграничную полосу глубиной в 500 км (доступную действию неприятельской авиации) и тыловые районы государства, находившиеся вне зоны угроз от воздушного нападения. Для обороны важнейших пунктов и объектов – Москвы, Петрограда, столиц союзных республик, железнодорожных узлов и укрепленных районов, выделить 127 зенитных дивизионов (381 батарею). Всего в интересах воздушной обороны страны предполагалось создать 617 батарей (2684 орудия), из них 250 стационарных, 380 подвижных и 41 железнодорожную. Однако средств на такую масштабную задачу не было. С 1924 г. началось строительство отечественных истребителей И-1, И-2 конструкции Н. Н. Поликарпова и Д. П. Григоровича, с 1926 г. – серийное производство доработанной модификации И-2бис. В начале 30-х годов началось оснащение ПВО зенитными прожекторами, звукоулавливателями, системами «Прожзвук» и аэростатами заграждения. В июне 1926 г. инспектор артиллерии и бронесил Красной Армии В. Д. Грендаль предложил разделить зенитную артиллерию на войсковую (для воздушной обороны войск на поле боя) и позиционную (для обороны районов и объектов в тылу страны). 18 ноября 1926 г. был принят первый документ государственной важности по вопросам воздушной обороны (позднее – противовоздушной) – Постановление Совнаркома СССР «О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В 500-км угрожаемую полосу также были включены отдельные пункты: Москва, Тула, Курск и Харьков. В 1929 г. впервые на официальном уровне – в «Боевом уставе артиллерии РККА» – было закреплено деление зенитной артиллерии на войсковую и позиционную, а также определены задачи зенитной артиллерии малого (до 40 мм), среднего (около 76 мм) и крупного (80 мм и выше) калибров. 14 мая 1927 г. впервые на государственном уровне было утверждено «Положение об организации воздушно-химической обороны Союза ССР». Вся территория страны в отношении воздушно-химической обороны разделялась на приграничную полосу и тыл страны. 31 января 1928 г. наркомом по военным и морским делам и председателем РВС СССР К. Е. Ворошиловым было утверждено «Положение о противовоздушной обороне Союза ССР» (мирного времени), в соответствии с которым термин «воздушно-химическая оборона» был отменен. 28 января 1930 г. РВС СССР обсудил вопрос о плане противовоздушной обороны и признал необходимым объединить зенитные артиллерийские, пулеметные, прожекторные, воздухоплавательные, химические и наблюдательные части ПВО тыла в дивизионы, полки, бригады и дивизии ПВО. В 1936 г. советская ПВО имела свыше 700 самолетов-истребителей, около 1700 зенитных пушек, свыше 900 зенитных пулеметов, более 800 прожекторных станций. В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной советским летчиком капитаном Е. Н. Степановым на истребителе И-15 был совершен первый в мировой практике ночной воздушный таран. Накануне Великой Отечественной войны в Красной армии имелось 8 училищ, готовивших кадры для зенитной артиллерии, а также сеть средних учебных заведений по подготовке специалистов для других родов войск ПВО. ![]() М4 — счетверённая зенитная пулемётная установка, разработанная коллективом Н. Ф. Токарева (сыном Ф. В. Токарева) в 1928—1931 годах. Великая война Первым летчиком-истребителем в войсках ПВО, уничтожившим таранным ударом в темное время суток самолет противника, стал заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка (иап) старший лейтенант Петр Еремеев. Лётчик в ходе очередного боевого вылета в ночь на 29 июля 1941 г. атаковал на подступах к Москве немецкий самолет Ju-88 и с риском для жизни сбил его. В ночь на 7 августа летчик 177-го иап Виктор Талалихин совершил второй в войсках ПВО воздушный таран неприятельской машины без освещения цели прожекторами. 8 августа 1941 г. советский летчик, сумевший благополучно спастись на парашюте, был удостоен звания Героя Советского Союза. 27 октября того же года он погиб в воздушном бою в районе Каменки, командуя шестеркой истребителей, прикрывавших наши наземные войска. В ходе войны была создана мощная ПВО Москвы. Немецкая авиация несла большие потери при атаках на Москву. Кроме того, маневренные зенитные артиллерийские группы сдерживали наступление вражеских сухопутных сил. ![]() Советские летчики-сержанты С. Слесарчук, С. Гозин и А. Перевера из 34-го истребительного авиаполка ПВО Москвы у истребителя И-16. Истребитель И-16 оснащен направляющими для реактивных снарядов РС-82. На борту машины надпись «За Родину». 1942 г. Ещё один мощный район ПВО был создан в Ленинграде. Так, в июле-августе 1941 г. противник совершил 17 массированных налетов на Ленинград, из них половину – ночью. Все они были успешно отражены. Из 1614 вражеских самолетов лишь 28 прорвались к городу. Части ПВО сбили 232 неприятельских самолета. ![]() Советская 85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года на набережной в Ленинграде. После установления блокады Ленинграда, несмотря на непрерывный рост активности немецкой авиации в небе города, частям ПВО удалось создать надежную систему защиты города на Неве. Значительную роль в этом сыграло создание единой радиолокационной системы обнаружения и наведения авиации ПВО при централизованном управлении с командного пункта 2-го корпуса ПВО. С этого момента РЛС стали основным средством своевременного предупреждения о воздушных налетах, а наблюдательные посты стали выполнять вспомогательную роль. Ленинградский корпус ПВО сыграл значительную роль не только в обороне города от налетов немецкой авиации, но и в борьбе с наземными силами противника. Зенитные орудия калибра 76 мм заметно укрепили противотанковую оборону города, вели борьбу с вражеской артиллерией. ![]() Девушки-бойцы ПВО на боевом дежурстве на крыше дома по улице Халтурина в Ленинграде. 1942 г. Жестокая война требовала полной мобилизации народа. Мужчин не хватало. Поэтому постановление ГКО от 25 марта 1942 г. «О мобилизации девушек-комсомолок в части ПВО» предписывало направить в войска противовоздушной обороны 100 тыс. молодых женщин в возрасте 19-25 лет. В состав зенитной артиллерии из них предполагалось включить 45 тыс. человек, в зенитно-пулеметные части – 3 тыс. человек, в зенитно-прожекторные – 7 тыс., в части аэростатов воздушного заграждения – 5 тыс. человек, а в части службы ВНОС – 40 тыс. человек. В октябре 1942 года приказ наркома обороны определил дополнительное замещение женщинами еще 50 тыс. должностей рядового и младшего командного состава в войсках ПВО. Кроме артиллерийских частей ПВО, в бой за Родину впервые пошли и девушки-летчицы ВВС ПВО, действовавшие в составе сформированного к февралю 1942 года 586-го истребительного авиационного полка ПВО. В состав полка отбирались летчицы, имевшие хорошую летную подготовку. На истребителях Як-1 и Як-9 они защищали военные и промышленные центры страны, железнодорожные узлы. Всего летным составом полка за годы войны было выполнено 4419 боевых вылетов, проведено 125 воздушных боев, сбито 38 самолетов противника. Две отважные летчицы были посмертно удостоены высшего звания: гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк – Героя Советского Союза, а гвардии старший лейтенант Екатерина Буданова – Героя Российской Федерации. 586-й иап – первое в мире полнокровное боевое авиационное подразделение, в котором девушки-добровольцы смогли участвовать в боях наравне с мужчинами. За годы Великой Отечественной войны войска ПВО страны уничтожили 7 313 неприятельских самолетов. ![]() Летчицы 586-го истребительного авиаполка ПВО обсуждают прошедший боевой вылет у самолета Як-1. Слева направо: лейтенант Галина Павловна Бурдина (за время войны совершила 152 боевых вылета, сбила 3 самолета противника), командир звена лейтенант Тамара Устиновна Памятных (за время войны совершила 205 боевых вылетов, сбила 2 самолета противника), заместитель командира эскадрильи лейтенант Валерия Ивановна Хомякова (сбила один самолет противника, погибла в авиакатастрофе 6 октября 1942 г.), лейтенант Валентина Лисицина (впоследствии заместитель командира полка). 1942 г. Послевоенное время После войны войска ПВО активно развивались. Создавались реактивные истребители, на которые были перевооружены иап. Начато серийное производство истребителей-перехватчиков. Создавались новые 100, 130 и 152-мм зенитно-артиллерийские комплексы, способные бороться с воздушными целями на высотах до и свыше 12 км. На вооружение ставят новые радиолокационные прожекторные станции и РЛС. Создано новое зенитное вооружение — ракетное. Советские военные специалисты помогают создать ПВО Китая, сдерживают противника в Северной Корее. Так, в период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Зенитная артиллерия также сбила часть самолетов противника. В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка и другие части. Всего более 40 тысяч военнослужащих Советской Армии. В 1952 г. все наземные средства разведки были объединены, что позволило приступить к созданию единой радиолокационной системы, предназначенной для ведения разведки воздушного пространства, оповещения и радиолокационного обеспечения истребительной авиации и других родов войск. В составе Войск ПВО вместо службы ВНОС создаются Радиотехнические войска (РТВ). В 1954 г. вместо районов ПВО и управлений приграничной полосы по всей стране были созданы оперативные объединения (округа и армии) и оперативно-тактические соединения (корпуса, дивизии) ПВО. Создание единой системы ПВО на всей территории страны и повышение уровня руководства противовоздушной обороной завершило процесс оформления Войск ПВО страны в самостоятельный вид Вооруженных Сил. Была учреждена должность Главнокомандующего Войсками ПВО в ранге заместителя Министра обороны СССР. ![]() С-125 «Нева» (экспортное наименование комплекса — «Печора») — советский зенитный ракетный комплекс малого радиуса действия. Был принят на вооружение в ВС СССР в 1961 году. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
ПВО |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Три важные вехи, свидетельствующие о значительном прогрессе в разработке лазерного оружия | ezup | Технологии | 0 | 31.08.2023 12:06 |
«Начало новой вехи в постройке Ил-76»: немецкая пресса оценила запуск конвейера по сборке российских самолётов | ezup | Авиационные новости | 0 | 20.05.2021 22:44 |
Основные правила пробежки | ezup | Красота и здоровье | 0 | 11.06.2018 19:45 |
Основные сорта грузинских вин | ezup | Напитки | 1 | 21.06.2013 14:31 |
Основные типы продавщиц | ezup | Полезное | 1 | 13.03.2012 09:13 |