Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Лёгкие укрытия-навесы на авиабазе Балтимор, 2023 г. Кадр из репортажа т/к НТВ Аэродромы являются приоритетной целью для ударов противника, и необходимо принимать меры по их защите. В частности, для сохранения авиационной техники и персонала необходимы различные укрытия. В настоящее время в российских вооружённых силах реализуется крупная программа строительство подобных сооружений. Укрытия разных типов появляются на различных авиабазах, и регулярно становится известно о новых таких стройках. Вопросы защиты Вопросы защиты авиационной техники получили в нашей стране особое внимание в шестидесятых годах XX в. С учетом угроз того времени было принято решение о строительстве на аэродромах большого количества новых укрытий. Самолёты и вертолёты предлагалось размещать в капонирах и в более сложных железобетонных укрытиях-ангарах. Строительство новых укрытий стартовало в шестидесятых годах и продолжалось практически до распада СССР. По имеющимся данным, за это время ВВС получили порядка 3800 капониров и ЖБУ. Большая часть этих сооружений была построена на аэродромах, расположенных на наиболее ответственных направлениях: в западных и дальневосточных регионах. Многие железобетонные укрытия сохранились до сих пор и продолжают использоваться по назначению. Однако не все эти сооружения, построенные по нормативам прошлых десятилетий, подходят для современной авиационной техники. Сохранилась и часть укрытий-капониров, но другие по тем или иным причинам убрали. ![]() Спутниковая фотография укрытий. Фото Planet Labs Точное число сохранившихся укрытий старой постройки неизвестно. Также неясно, как соотносятся количество таких сооружений и численность авиационного парка наших ВКС. Впрочем, достаточно давно существует и высказывается мнение о недостатке укрытий для обеспечения требуемого уровня защиты. Кроме того, остается актуальным вопрос габаритов техники и укрытий для них. Новое строительство С начала прошлого десятилетия Минобороны России вело реконструкцию нескольких крупных авиабаз. Проводился ремонт различных объектов и заменялись некоторые системы. Кроме того, предусматривалось строительство укрытий разного рода для техники. Постройка укрытий продолжается до сих пор. Уже имеются определенные успехи, и в будущем ожидается выполнение существующих планов. Об этом в июле 2024 г. говорил министр обороны Андрей Белоусов. Следует отметить, что оборонное ведомство не раскрывает все свои планы по строительству укрытий, а также редко рассказывает о результатах этих работ. Например, известно, что на авиабазе Балтимор в Воронежской области легкие укрытия строились с 2014-15 гг., но вблизи их показали только в 2023 г. В связи с отсутствием официальных данных, основным источником информации о строительстве укрытий становятся иностранные материалы. Зарубежные операторы спутников фоторазведки регулярно публикуют снимки российских военных объектов, включая аэродромы. На этих фотографиях можно увидеть, какие сооружения возводятся, на какой стадии находится процесс и т.д. ![]() Другой вариант лёгких быстровозводимых укрытий. Кадр из репортажа т/к «Первый канал» Первые иностранные сведения о начале нового строительства укрытий относятся к 2022-2023 гг. В объектив спутников попадали различные каркасные конструкции, в которых можно было узнать будущие навесы и легкие укрытия. Эти постройки должны были улучшить условия хранения техники и работы личного состава. Интересные новости на эту тему начали поступать осенью 2024 г. Сразу на нескольких российских аэродромах зафиксировали признаки капитального строительства. В дальнейшем стало ясно, что речь идет о ЖБУ, строящихся по старому либо по современному проекту. Последние новости о строительстве укрепленных укрытий появились всего несколько дней назад. Сообщается, что новые ЖБУ возводятся на авиабазе Бельбек в Крыму. Ранее упоминались аналогичные стройки еще на семи аэродромах. В общей сложности на спутниковых фотографиях насчитали ок. 70 строительных площадок. Сообщения последних месяцев свидетельствуют о том, что Минобороны планирует развивать аэродромную инфраструктуру и на данном этапе уделяет особое внимание вопросам защиты техники и персонала. Начато массовое строительство укрытий с повышенными показателями защиты. По понятным причинам, первыми их получают авиабазы, расположенные на юге страны, вблизи зоны проведения Спецоперации. ![]() Арочные укрытия. Фото Telegram / BMPD Количество новых укрытий, которые планируется построить, остается неизвестным. Также не раскрываются проекты, по которым ведётся строительство, соотношение количества укрытий разных типов и т.д. Возможно, по мере завершения постройки, Минобороны будет показывать новые сооружения и делиться информацией о них. Специальная архитектура В доступных материалах из открытых источников, отечественных и зарубежных, можно увидеть несколько вариантов укрытий, как уже построенных, так и находящихся на стадии возведения. Сооружения разных проектов отличаются друг от друга архитектурой, применяемыми материалами, достигаемым эффектом и т.д. Самый простой вариант укрытия — это навес с металлическим каркасом и крышей. Крыши могут быть одинарными или двойными, с наполнителем между листами металла. В любом случае, такие укрытия защищают технику и личный состав от наблюдения с воздуха или из космоса. Кроме того, персонал работает в тени и не подвергается воздействию осадков. Двойная крыша с наполнителем обеспечивает некоторую защиту от поражения лёгкими боеприпасами. Также строятся лёгкие арочные укрытия. Они похожи на навесы, но имеют другую форму. Арки выполняют те же функции и обеспечивают аналогичный уровень защиты. ![]() Стоянка техники с капонирами на одном из российских аэродромов. Фото Telegram / Dambiev Более высокий уровень защиты обеспечивают железобетонные укрытия. По сути, это полноценные ангары на железобетонном каркасе с толстыми перекрытиями и воротами на торцах. Они рассчитаны на попадание авиабомб и другие серьезные угрозы. В то же время, ЖБУ отличаются высокой сложностью строительства и стоимостью. Альтернативой другим типам укрытий являются капониры — высокие грунтовые валы между позициями техники. Такое укрытие не защищает самолёт или вертолёт от наблюдения, осадков или атаки. Однако оно позволяет уменьшить негативные последствия удара и спасти людей и технику на соседних позициях. Оптимальный подход Таким образом, существуют и используются несколько вариантов аэродромных укрытий. Все они имеют свои преимущества и недостатки разного рода. Например, навесы или арки относительно дёшевы, но не защищают от атак сверху или сбоку. В свою очередь, железобетонные ангары выдерживают даже попадание авиабомб, но строятся долго и требуют немалых вложений. Очевидно, что при планировании и возведении укрытий на авиабазах необходимо учитывать все факторы и потенциальные угрозы. На основе этой информации следует определять, какие типы укрытий нужны конкретному аэродрому. ![]() Строительство укрытий на аэродроме Бельбек, декабрь 2024 г. Фото Planet Labs В качестве примера следует рассмотреть строительство аэродромов в советское время. Так, сложные и дорогостоящие ЖБУ возводились преимущественно на аэродромах в западной части страны, которые могли оказаться под ударом потенциального противника. Остальные базы обходились менее сложными укрытиями или вовсе не имели их. Сложность строительства накладывала и иные ограничения. Полноценные ЖБУ строились только для армейской и фронтовой авиации. Самолёты дальней и военно-транспортной авиации приходилось хранить открыто — из-за невозможности постройки навесов или ЖБУ требуемого размера. Судя по новостям последнего времени, сейчас Минобороны использует схожие подходы. Новые укрытия строятся там, где они необходимы и могут дать наибольший эффект. Тип укрытия подбирается с учетом различных факторов и тоже должен влиять на общий результат. Пока неизвестно, сколько укрытий планируется построить и в какие сроки будет завершено строительство. Однако сам факт возведения таких объектов имеет огромное значение. Он демонстрирует, что оборонное ведомство внимательно следит за развитием ситуации и появлением новых угроз, а также стремится принимать меры разного рода, направленные на защиту людей и техники. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
авиация |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Китайские морские истребители, базирующиеся на береговых аэродромах | ezup | Авиация | 0 | 11.04.2024 19:30 |
От Storm Shadow к JASSM-ER: красные линии, за которыми закончится безопасность российской инфраструктуры и авиации на аэродромах | ezup | Боеприпасы | 0 | 01.07.2023 17:49 |
22 июня 1941 года. Чья вина в «мирно спящих аэродромах»? | ezup | История русской авиации | 0 | 13.07.2017 13:25 |
Противотанковые возможности отечественных БМП | ezup | Артиллерия и бронетехника | 0 | 14.06.2016 14:24 |
Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах | ezup | История русской авиации | 0 | 08.12.2015 17:59 |