Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]()
Здесь считаю уместным говорить не о неких новациях, потому что тогда точно весь рейтинг будет состоять из навороченных американских «вундеров», которые напичканы всем подряд, но толку с этого ноль.
Будем говорить о эпохальных конструкциях, действительно оказавших влияние на дальнейшее развитие боевой авиации. И – немаловажно – на конкретных примерах. А то пойди толком оцени, что там инновационного запихнули в F-117 и F-35… Прошу не обращать внимания на порядковые номера в рейтинге, мы пойдем просто по временной линии, начиная от первого нашего героя. 1. Wright «Flyer-1». США, 1903 г. Этот аппарат был выпущен в одном экземпляре и боевым самолетом не был. Он вообще самолетом-то был с большой натяжкой. Но: летательный аппарат с человеком поднялся в воздух на тяге двигателя, пролетел вперёд и совершил посадку на месте с высотой, равной высоте места взлёта. То есть не упал, а все-таки пролетел. Начав тем самым эру авиации тяжелее воздуха. ![]() 2. Сикорский «Илья Муромец». Россия, 1914 г. Первый настоящий бомбардировщик. Первый реально тяжелый бомбардировщик, а если сопоставить задачи, которые выполняли «Ильи Муромцы» в Первую мировую войну и, скажем, В-29 во Вторую, то это еще и первый стратегический бомбардировщик. ![]() Самолет, способный со скоростью среднего истребителя переместить 500 кг бомб на расстояние до 500 км – в те времена это реально было чудо. Не завися от встречного ветра, как цепеллины-бомбовозы, имея возможность отбиться от нескольких истребителей противника в одиночку, «Илья Муромец» был реально аппаратом из будущего. Гений Игоря Сикорского – это гений человека, чувствовавшего воздух кончиками пальцев… «Илья Муромец» — это прообраз Пе-8, «Ланкастеров» и В-29. А глобально – и Ту-95. 3. Fokker E. Eindecker. Германия, 1915 г. Кто первый смог запихнуть пулемет в кабину истребителя, мы уже не узнаем. Шла война, и мысли у многих работали в одном направлении. Первоначально летчики воевали друг с другом при помощи личного оружия, то есть, пистолетов. Было огромное количество весьма экзотических способов расправы с противником, но главным однозначно стал пулемет. ![]() Так что вторым в списке будет именно творение Антона Фоккера, да не простой истребитель, а именно «Фоккер Е», потому что на нем впервые был установлен механический синхронизатор для стрельбы через плоскость винта. Эпохальное устройство, о чем мы уже говорили в одной из статей. ![]() Кроме того, хоть Фоккера некоторые и обвиняли в копировании самолета фирмы «Моран-Солнье», в отличие от французского, «Фоккер» имел цельнометаллическую сварную раму из труб. Ну и металлические уголки, которые применяли французы для защиты лопастей пропеллера от пуль, — это все-таки боевой колхоз, а не синхронизатор. 4. SPAD S.XII. Франция, 1917 г. Очередь французов подошла. Тут речь пойдет не просто об истребителе SPAD S.XII, а о его модификации SPAD S.XII Са.1. «Са» означает Canon, то есть пушечный. ![]() Идея установки пушки на самолет принадлежит французскому асу Жоржу Гименеру (53 победы), а французские инженеры смогли это воплотить в металле. Главным вооружением самолета стала пушка «Путо» калибра 37 мм, расположенная в развале блока цилиндров двигателя «Испано-Сюиза» и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вручную, на цель наводилась по трассам спаренного с ней пулемета «Виккерс». ![]() Несмотря на то, что первый в мире серийный пушечный истребитель не оправдал возлагавшихся на него надежд, он занимает свое достойное место в списке. Да, однозарядное орудие с ручным перезаряжанием оказалось, мягко говоря, неудобным для воздушного боя, но именно с этого момента пушка в развале цилиндров двигателя стала классикой до конца Второй мировой войны. 5. Messerschmitt Bf.109Е. Германия, 1938 г. Говоря о 109-м, отмечу, что здесь он оказался потому, что это фактически первый удачный истребитель с мотором жидкостного охлаждения. Пионер эры таких моторов был выпущен в сумасшедших количествах и провоевал всю Вторую мировую от первого до последнего дня. В модификациях, разумеется. ![]() Но, главное, Bf.109 стал примером для подражания во всем мире. Именно глядя на результаты применения 109-го в Испании, работали инженеры всех стран, которым предстояло стать участниками той войны. И наработали. «Спитфайры», «Мустанги», Яки – все в общем-то делались с оглядкой на творение Мессершмитта. Сам по себе мотор жидкостного охлаждения был весьма и весьма спорным решением, но прослужил весьма долго в ВВС многих стран мира. 6. Messerschmitt Ме-262. Германия, 1941 г. С «Ласточкой» все понятно, мы ее тоже разбирали. Первый толковый реактивный истребитель, который мало того что пытался воевать, так у него это получалось. ![]() Да, 262-й — представитель несколько иной ветви, но воевал он вместе с поршневыми самолетами, и нельзя сказать, что так уж превосходил их. Сбивали "ласточек" и американцы, и наши. Не то чтобы запросто, но сбивали. 7. Ильюшин Ил-2. СССР, 1942 г. Можно долго спорить о том, какой самолет был первым штурмовиком. Но то, что Ил-2 – это первый штурмовик, который задумывался именно как самолет для штурмовки, вряд ли кто-то станет оспаривать. ![]() Бронекороб, который был включен в силовой набор планера, – это тоже новшество. Но главным образом, помимо того, что Ил-2 не переделывался в штурмовик из устаревшего истребителя (обычная практика), а был спроектирован изначально. Много можно говорить о его роли в той войне, но то, что он до сих пор является самым массовым в истории человечества самолетом, говорит о многом. Идеальный самолет для точечных ударов по переднему краю. 8. Boeing B-17 «Flying Fortress». США, 1937 г. Самолет, ставший символом уничтожения. Рекордсмен по количеству сброшенных бомб. И, уверен, ни один самолет не разрушил столько, сколько это сделали «Летающие крепости». ![]() Да, репутация могла бы быть и покруче, поскольку в разнесении в щебень городов с гражданским населением чести немного. Но факт: именно «Крепостям» принадлежит открытие новой войны в воздухе. Тотального разрушения всего и вся на земле. Позже этот принцип американские ВВС будут осуществлять в Корее, Вьетнаме, Югославии, Ливии, Ираке и многих других местах, но начало всему положили именно «Крепости». 9. Heinkel He.219 «Uhu». Германия, 1942 г. Ночной истребитель, к тому же выпущенный не самой большой серией. Однако это фактически мостик между эпохами. ![]() Этот самолет был забыт сразу после войны, но принципы, которые были реализованы в нем, стали классикой жанра. Радиолокатор, ответчик «свой-чужой», катапультируемые кресла для экипажа, герметичная кабина, дистанционно управляемые пулеметные установки, мощнейшее пушечное вооружение. Да, «Филин» не смог сыграть значительной роли в войне. Но здесь именно тот случай, когда многое из нового, примененного в конструкции, навсегда получило прописку в современных самолетах. 10. Fairey Swordfish. Великобритания, 1934 г. Кто-то сейчас скажет: господи, это чудо что тут забыло? И будет категорически не прав! ![]() Этот летучий чумоход — реально один из самых результативных ударных самолетов! И с появлением торпедоносцев жизнь на море перестала быть простой и красивой. Корабли начали тонуть! «Суордфиши» сыграли огромную роль в потоплении «Бисмарка». Если бы не торпеда, сброшенная с самолета, плакали бы англичане по «худу» еще долго и кровавыми слезами. «Суордфиши» устроили предтечу Перл-Харбора, бойню в Таранто, ценой двух самолетов отправив на дно два линкора («Литторио» и «Конти ди Кавур») и повредив линкор, два крейсера и два эсминца. «Суордфишам» принадлежит рекорд потопления тремя торпедами четырех кораблей. В гавани Сиди-Барани (территория Египта, в 1940 году оккупирована итальянцами) тремя торпедами были уничтожены две подводных лодки и транспорт с боеприпасами. Транспорт взорвался и отправил на дно пришвартованный к нему для пополнения боезапаса эсминец. Вот такой получился рейтинг среди самолетов первой половины прошлого века. И, уверен, он довольно справедлив, поскольку нечего валить в одну кучу F-117 конца 20 века и «Фоккер» из начала. Разные эпохи, разные классы самолетов. Но это вопрос вкуса, а о вкусах у нас спорят, есть такое. Тем не менее, вот 10 самолетов первой половины прошлого века, которые реально изменили суть войны в воздухе. Может, кто-то будет не согласен, повторюсь, все эти сравнения – дело неблагодарное. Однако для второй половины 20 века просто необходимо сделать свой обзор, поскольку наступила эра реактивных самолетов. Иные правила, иные принципы. Так что продолжение следует.
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
авиация |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
We Are The Mighty: 10 истребителей, изменивших войну в воздухе | ezup | Авиация | 0 | 08.11.2019 16:25 |
ВВС США намерены получить систему дозаправки самолётов в воздухе боеприпасами | ezup | Авиационные новости | 0 | 25.10.2019 15:11 |
10 легендарных военных кораблей, изменивших представление о ВМФ | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 20.02.2017 01:29 |
Цитаты изменивших жизнь | ezup | Краткость - сестра таланта | 0 | 16.05.2012 09:41 |
25 изобретений, изменивших нашу жизнь за последние 25 лет | ezup | ТОП необычного | 0 | 04.05.2011 02:08 |