Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]()
Кампания 1915 г. на Балтике была насыщена событиями. Вследствие боевого опыта и вступления в строй новых кораблей была изменена структура русского флота (в т. ч. появились Минная дивизия и Дивизия подводных лодок), а информационное и разведывательное взаимодействие с англичанами дополнилось и боевым (к осени 1915 г. на Балтике действуют 5 британских подводных лодок). Но возможность кильского маневра позволяла немцам в любой момент нарастить балтийскую группировку, а смерть Н. О. фон Эссена нанесла непоправимый урон делу руководства Балтийским флотом.
Основной задачей флота являлось не допустить форсирования немцами Центральной минно-артиллерийской позиции. Для этого предписывалось основные силы флота (4 новых и 2 старых линкора, 6 крейсеров, дивизион эскадренных миноносцев и дивизион подводных лодок) держать в тылу позиции, а оставшиеся корабли применить для обороны Або-Аландского района. Для усиления обороны Финского залива, Моонзунда, Або-Аландского района и Рижского залива был реализован ряд важных мероприятий: на флангах Центральной позиции поставили 10 береговых батарей, а перед главным минным заграждением была установлена линия противолодочных сетей. Кроме того, между о. Даго и полуостровом Гангэ началось формирование Передовой позиции (выставлено 745 мин), создана Або-Аландская позиция. Для усиления обороны Рижского залива весной 1915 г. в Ирбенском проливе начались установки минных заграждений. Позднее заграждения появились в самом заливе, а также у Моонзунда и островов Эзелъ и Даго. Всего за год было выставлено лишь в Ирбенском проливе 2179 мин. Защита заграждений лежала на Морских силах Рижского залива в составе: Минной дивизии, 6 подводных и 2 канонерских лодок, линейного корабля «Слава» и минного заградителя. Командование флота приступило к созданию сил противовоздушной обороны. Обеспечивалось содействие сил флота приморскому флангу Северного фронта, осуществлялись установки активных минных заграждений, подводные лодки оперировали на коммуникациях противника. Немцы в марте-апреле осуществляли поддержку своих войск, наступающих в Прибалтике: содействовали контратаке под Мемелем, обстреливали Поланген (на Балтику были переброшены крупные корабельные соединения – разновременно это 2-я эскадра линейных кораблей, 2-я разведывательная группа, 4-я разведывательная группа, 7-я дивизия линейных кораблей). Германские корабли обстреливали позиции русских войск, береговые укрепления и портовые сооружения, высаживали диверсионные группы. Чтобы воспрепятствовать выходу русского флота из Финского залива в море, в апреле — мае противник выставил у устья залива 394 мины (в придачу к прошлогоднему заграждению), а в конце июня - начале июля на выходах из Або-Аландских шхер – еще 710 мин. Пользуясь пассивностью нового командования Балтфлота (усиленной подчиненностью флота командованию Северного фронта в лице Н. В. Рузского), в рамках активного стремления сокрушить российские вооруженные силы в 1915 г. германцы летом временно захватывают инициативу - в ходе Ирбенской операции. Они планировали прорваться в Рижский залив и, уничтожив там русские морские силы, закупорить минами южный выход из Моонзунда и гавани г. Пернов, а также обстрелять Устъ-Двинск - содействуя приморскому флангу своих сухопутных войск. Германская эскадра прорыва включала в себя 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 миноносца и эсминца, минный заградитель, 2 прорывателя минных заграждений, 14 тральщиков и 12 катеров-тральщиков. Для прикрытия ударных сил к Финскому заливу переброшены соединения Флота открытого моря: 8 линкоров, 3 линейных крейсера, 5 крейсеров, 32 эсминца и 13 тральщиков. Силы Балтийского флота в Рижском заливе: линкор «Слава», Минная дивизия, 4 канонерских лодки, минный заградитель «Амур», несколько подводных лодок и вспомогательных судов. Они не могли воспрепятствовать прорыву многочисленного вражеского флота в Рижский залив, и важнейшее значение для обороны Ирбенского пролива имели минные заграждения. Две береговые батареи были поставлены на о. Моон, и еще одна - на материке. На о. Эзель был создан аэродром. 26 июля немцы предприняли первую попытку прорыва. Но она кончилась провалом: потеряв на минах два тральщика, они прекратили траление фарватера и вывели эскадру из пролива. Помимо тральщиков на минах подорвались и получили тяжелые повреждения крейсер «Тетис» и миноносец. ![]() 1. Легкий крейсер «Тетис». 3 августа противник возобновил операцию. Под прикрытием линкоров, крейсеров и эсминцев тральщики приступили к тралению фарватера. Линкор «Слава», эсминцы и канонерские лодки «Кореец» и «Сивуч» артиллерийским огнем неоднократно вынуждали противника прекращать тральные работы. 4 августа в ходе боя с эсминцем «Новик» противник потерял новейший эсминец V-99. Получив вместе с эсминцем V-100 задачу атаковать «Славу», V-99 был тяжело поврежден огнем «Новика», затем подорвался на минах и выбросился на берег. «Новик» вышел победителем из боя с двумя новейшими эсминцами, нанеся обоим серьезные повреждения. ![]() 2. Эсминец «Новик». 3. Эсминец V-99. Только 5 августа удалось завершить траление фарватера, а 6 августа ударные силы вошли в Рижский залив. Русским кораблям пришлось отступить в Моонзунд. Вечером 6 августа «Сивуч» и «Кореец», двигавшиеся в Моонзунд после минных постановок, были атакованы крейсером «Аугсбург» и эсминцами. В течение получаса «Сивуч» героически сражалась с превосходящими силами германцев, повредила вражеский крейсер, но затем была потоплена подошедшими в район боя линкорами «Нассау» и «Позен». «Кореец» выбросилась на берег и была взорвана экипажем. 4. Канонерская лодка «Сивуч». ![]() 5. Бой «Сивуча» в Рижском заливе. У г. Пернов немцы затопили 3 парохода-заградителя и выставили мины. 6 августа новейший линейный крейсер «Молътке» был торпедирован и поврежден английской подлодкой Е-1. В ночь на 7 августа еще один германский эсминец погиб на русских минах. Под впечатлением потерь противник вывел корабли из залива. 6. Линейный крейсер «Мольтке». Таким образом, прорыв германского флота в Рижский залив не достиг главной цели – уничтожить силы русского флота в заливе. Противник понес ощутимые безвозвратные потери: погибли эсминцы S 31 и V 99, тральщики Т 52, Т 46 и Т 58, прорыватель заграждений «Аахен». Повреждены линейные крейсера «Мольтке» и «Фон дер Танн», легкие крейсера «Аугсбург» и «Тетис», миноносцы V 144 и V 183, тральщик Т 77. По германским данным флот потерял 65 человек убитыми и ранеными. 7 августа при отражении десанта у г. Пернов были захвачены несколько боевых флагов германских кораблей (в т. ч. миноносца): «стеньговый флаг, сбитый с германского миноносца полевой артиллерией… кормовой флаг с германского транспорта из числа трех, потопленных тогда же» [РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 388. Л. 2]. 7. Русские трофеи - флаги с германских кораблей, взятые у Пернова Русские потеряли старые канлодки «Кореец» и «Сивуч», были повреждены линкор «Слава», эсминцы «Сибирский стрелок», «Войсковой», «Амурец», несколько грузовых судов, 2 гидросамолета; до 150 военнослужащих погибло, было ранено и попало в плен. На основе неудачного опыта этой операции германское командование пришло к заключению, что аналогичный прорыв будет целесообразен лишь когда армия овладеет Ригой и Устъ-Двинском. И активные действия германского флота в кампании 1915 г. прекратились. Завоевать господство в заливе для содействия войскам германскому флоту также не удалось. Э. Людендорф был вынужден констатировать это неприятное стратегическое обстоятельство: «Использовать порт Либавы для снабжения войск можно было лишь с большой осторожностью. Русские военные корабли и английские подводные лодки господствовали в восточной части Балтийского моря» [Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. Первая мировая война в записках германского полководца. 1914-1918. М., 2007. С. 80]. Необходимо также вспомнить операции Балтийского флота по поддержке приморского фланга 12-й армии на рижском фронте осенью 1915 г. Войска поддерживались артогнем, высаживались тактические десанты. Так, десант у м. Домеснеса в составе 2 рот морских стрелков и эскадрона драгун разгромил германскую роту и уничтожил наблюдательный пункт противника. Потеряв 4 человека ранеными, десант нанес противнику урон в 40 человек. Участвовали в операции 2 канонерские лодки, 15 миноносцев, линкор «Слава» и гидроавиатранспорт (самолеты атаковали подкрепления противника) «Орлица». Руководил операцией А. В. Колчак, десантом командовал П. О. Шишко. Показателен бой линкора «Слава» при поддержке эсминцев с батареями противника в октябре 1915 г. – при поддержке с моря части 12-й армии не только отразили наступление противника, но и контратакой овладели г. Кеммерн. Борьбу на коммуникациях противника, поиски, рейды подводных лодок, установку активных минных заграждений русский флот осуществлял в целом успешно. В кампанию были захвачены или уничтожены 29 грузовых судов [Козлов Д. Ю. Флот Балтийского моря в кампании 1915 года: новые проблемы и новые достижения // Военно-исторический журнал. 2007. № 10. С. 29], на минных заграждениях и в результате ударов подлодок противник потерял броненосный («Принц Адальберт») и 3 легких крейсера («Газелле», «Ундина» и «Бремен»), 6 миноносцев, 7 тральщиков, 2 сторожевых корабля и два транспорта. Примером активных действий на коммуникациях является бой 19 июня 1915 г. у Готланда - между 1-й бригадой крейсеров Балтфлота (крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Баян», «Олег», эсминец «Новик» и еще 8 эсминцев) и германским отрядом (крейсера «Роон», «Любек», «Аугсбург», минный крейсер-заградитель «Альбатрос» и 7 миноносцев), шедшего для минной постановки в Або-Аландском районе. Русские корабли впервые были наведены на противника по радио. В ходе боя броненосный крейсер «Роон» получил три попадания крупнокалиберных снарядов - и германские крейсера вышли из боя, первыми прекратив огонь. Крейсера «Принц Генрих» и «Принц Адальберт» не успели прибыть к месту боя: по пути они были атакованы подлодкой Е-9. «Принц Адальберт» получил большую пробоину и еле добрался до Киля. Крейсера «Олег» и «Богатырь» повредили «Альбатрос» и заставили минзаг у о. Эстергорн выкинуться на берег. 8. Броненосный крейсер «Роон». 9. Броненосный крейсер «Принц Адальберт». ![]() 10. «Альбатрос» после готландского боя. 11. Легкий крейсер «Богатырь». 12. Легкий крейсер «Олег». Все активнее используются подводные лодки, в т. ч. британские. В частности, атака Е-1 линейного крейсера «Мольтке» явилась одной из причин сворачивания германской операции в Рижском заливе, атака Е-9 броненосного крейсера «Принц Адальберт» во многом сорвала усиление отряда, ведущего Готландский бой. Е-19 25 октября потопила легкий крейсер «Ундина». ![]() 13. Легкий крейсер «Ундина». В октябре 1915 г. лишь две лодки уничтожили 7 транспортов общим водоизмещением до 16000 брутто-тонн, а всего в эту кампанию подлодки потопили несколько крупных кораблей. Легкий крейсер «Бремен» предположительно погиб от торпеды Е-9 (по другим данным - на минах, выставленным эсминцами «Новик», «Забияка» и «Победитель», погибло 250 человек). Торпедированный 10 октября у Либавы подлодкой Е-8 «Принц Адальберт» унес с собой не только почти весь экипаж, но и кадетов военно-морского училища – всего 672 человека. Подлодки потопили 15 пароходов, были повреждены крейсер «Мольтке», миноносец S 148. 14. Легкий крейсер «Бремен». Успешные действия подлодок вызвали тревогу в Германии, наложив отпечаток на германо-шведские коммуникации, что привело к усилению немецких сил на Балтике в ущерб другим ТВД (например, переброска 2 флотилий миноносцев). Балтийский флот в кампании 1915 г. выполнил все стоявшие перед ним задачи: не пропустил флот врага в Ботнический и Финский заливы; не дал прорвавшемуся в Рижский залив немецкому флоту там остаться; оказал огневую поддержку войскам 12-й армии – и этим помог предотвратить захват противником Риги; активными действиями на коммуникациях вынудил германское командование направить дополнительные усилия флота на их защиту. Немецкий же флот не смог решить ни одной из важнейших задач, в результате которых он должен был завоевать господство на Балтике. Впервые немцы активно использовали на Балтике основные силы своего флота, при этом не добившись решительного успеха и понеся ощутимые потери (броненосный, 3 легких и минный крейсера, гидроавиатранспорт, 6 миноносцев и эсминцев, минный заградитель, 7 тральщиков, подводная лодка, 3 сторожевых корабля), был сбит дирижабль «Цепеллин» (12 января над Либавой). 15. Прибытие в Петроград немцев-авиаторов (4 офицера и 3 матроса) с дирижабля P. Z. № 19. В «результате систематически причинявшихся противнику потерь наш численно более слабый Балтийский флот не только запретил или пресек все наступательные операции германского флота, но и заставил германское командование сосредоточить все свое внимание на обороне. Нападение русских миноносцев на германский дозор на линии Люзерорт - Эстсргарн и гибель … крейсера «Bremen» с миноносцем, приписанная немцами атаке подводной лодки, заставили противника снять свой дозор с линии между Готландом и курляндским побережьем. Осенние заградительные операции русского флота, причинившие неприятелю большой материальный ущерб, свидетельствовали о том, что германскому командованию не только не удалось обеспечить устойчивость оперативного режима в южной части Балтийского моря, но и пришлось значительно ограничить район плавания своих кораблей. Взаимодействие германского флота с армией было сорвано. Попытки немцев овладеть Рижским заливом для помощи армии потерпели полную неудачу» [Озаровский Н. Ю. Указ. соч. С. 15]. Кайзер Вильгельм II, характеризуя кампанию 1915 г. на Балтике отметил, что война на этом море очень богата потерями, но без соответствующих результатов [Там же. С. 16]. Автор: Олейников Алексей |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 6 | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 25.02.2017 19:45 |
Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 5 | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 24.02.2017 17:18 |
Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 4 | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 24.02.2017 17:16 |
Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 3 | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 24.02.2017 17:15 |
Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 1 | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 21.02.2017 23:45 |