Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Особую угрозу представляют торпеды с неконтактным взрывателем, взрывающиеся под килем идущего корабля. Далее все очевидно. Вода — несжимаемая среда. Вся сила взрыва направлена вверх, в сторону корпуса. Он не выдерживает. Ударом ломает киль, и корабль разваливается пополам. Именно так описывают ситуацию те, кто “разбирается в вопросе”, приводя красочные примеры испытаний современных торпед. ![]() Официально эта посудина классифицировалась как противолодочный фрегат “Торренс”. Фактически до звания фрегата “Торренсу” было далеко. Водоизмещение 2700 тонн. Ширина корпуса на миделе 12 метров. Много это или мало? Например, у эсминца “Замволт” корпус на протяжении 60% длины имеет ширину 24,6 метра. Мысленно увеличьте “Торренс” в два раза и представьте, как бы его сломало взрывом аналогичной торпеды. А может быть, и не сломало... Почему опять “Замволт”? Потому, что это первый из современных кораблей, в чьей конструкции прослеживаются меры по усилению противоторпедной защиты (ПТЗ). На любое действие, если хорошо искать, найдется противодействие. Факт появления неконтактных взрывателей свидетельствует лишь о том, что классическая схема ПТЗ с противоторпедными булями устарела. Необходимы новые решения. Какие? Обо всём по порядку. Во-первых, непривычно широкий корпус. Относительное удлинение “Замволта” составляет 7,4. Такого не видели со времен броненосцев. Для сравнения, у ГРКР “Москва” относительное удлинение корпуса = 9. При практически равной длине, “Москва” уже “Замволта” на 4 метра. Что касается его американских собратьев, то там говорить не о чем. Все они — узкие “сигары” на фоне крепкого, коренастого эсминца. Удлинение корпуса “Тикондероги” — свыше 10. При равной длине она уже “Замволта” в полтора раза! ![]() Слева строящийся “Рафаэль Перальта” (типа “Берк”), справа — “Майкл Монсур” (второй эсминец серии “Замволт”). Даже более “коренастый” эсминец “Берк” кажется на фоне “Зумы” худосочным мальцом. Несмотря на схожие пропорции, он имеет “веретенообразную” форму и классические обводы. Имея на миделе ширину 20 метров, он стремительно “худеет” в оконечностях. И, разумеется, имеет значение масштаб. В абсолютных значениях “Замволт” шире на 4 метра, длиннее на 30 метров и крупнее на 4000 тонн. А размер здесь имеет значение. Именно поэтому очередное потопление “Спрюэнса” торпедой Марк-48 не представляет научного интереса. “Спрюэнс” — такая же “Тикондерога”, про которую все написано выше. Где тонко, там и рвется ![]() Красиво развалился? А вы обратили внимание на... Впрочем, здесь и так все понятно. Корпус ломает в месте его наименьшей жесткости. Взрыв либо отрывает носовую оконечность, либо ломает посередине, между передней и задней частью надстройки. В отличие от худосочных “спрюэнсов”, конструкция “Замволта” отличается интересной особенностью — сплошной настройкой в виде усеченной пирамиды, размером с девятиэтажный дом! Не нужно быть гением сопромата, чтобы понять, что присутствие такого элемента придает корпусу дополнительную жесткость на изгиб/кручение во всех плоскостях. Сложить пополам “Зуму” будет явно сложнее, чем 2700-тонный австралийский фрегат с ничтожной шириной корпуса и такой же миниатюрной надстройкой. ![]() Впрочем, всё это была лирика. Сломает, не сломает… Предотвращение критических повреждений конструкции — критерий обязательный, но недостаточный. Подводный взрыв неминуемо повредит обшивку днища на площади в десятки кв. метров. Что вызовет повреждение механизмов и затопление отсеков. Проблема не решаема до тех пор, пока её не решать. Создатели “Замволта” предусмотрели ряд простых и очевидных мер. 1. Толстое двойное дно высотой до двух метров. Отчетливо заметное на всех фотографиях строящегося эсминца. 2. Более частый силовой набор по сравнению с эсминцами предыдущих поколений. 3. Материал обшивки. Утро 12 октября 2000 года, Аденский залив. Ослепительная вспышка на миг осветила бухту, и тяжелый грохот распугал стоящих в воде фламинго. Два шахида отдали свои жизни в войне с кяфирами, протаранив на моторной лодке эскадренный миноносец «Коул». Взрыв адской машины, начиненной 200 кг взрывчатки, разорвал борт эсминца, огненный вихрь промчался по отсекам и кубрикам корабля, превращая все на своем пути в кровавый винегрет. Проникнув в машинное отделение, взрывная волна разорвала корпусы газовых турбин, погнула гребной вал, эсминец лишился хода. Начался пожар. Жертвами взрыва стали 17 моряков, еще 39 получили ранения. ![]() По словам тех, кто проектировал эсминец, тяжелые последствия связаны с досадным просчетом в его конструкции. Обратите внимание на верхний край пробоины: листы вырваны вдоль сварного шва, который идет вдоль всего борта (strake). Выше повреждения практически отсутствуют. Ниже — борт разорван в клочья. Это произошло оттого, что верхняя часть борта изготовлена из качественной легированной стали HY-80 (предел текучести 80 тыс. фунтов на кв. дюйм ~ 550 МПа, из неё делают прочные корпусы подлодок). Всё, что ниже, сделано из дешевой конструкционной стали. Изготовление обшивки целиком из HY-80 не поможет обеспечить полную безопасность корабля при взрыве 200 кг ВВ. Обшивка имеет относительно малую толщину, кроме того, HY-80 ввиду недостаточной твердости не может считаться аналогом броневой стали. Тем не менее, такое решение позволило бы значительно сократить повреждения. Для всех сомневающихся — есть фото пробоины. Недостаток обещают устранить на новых эсминцах. Для 3-ей подсерии “Берков” решается возможность изготовления обшивки из HY-80 или даже из HY-100. Что касается “Замволта”, то он практически целиком выполнен из легированной стали HSLA-80 с пределом текучести 550 МПа. При толщине внешней обшивки 12-14 мм. Такую же толщину имеет его двойное дно. ![]() ![]() В итоге мы имеем крупный, аномально широкий корабль с мощной надстройкой “от борта до борта”, которая растянулась на половину длины его корпуса. С неожиданно прочной обшивкой и особыми мерами по обеспечению ПТЗ. Сколько торпедных попаданий смог бы выдержать такой эсминец? Стоит заметить, что даже “одноразовые” боевые корабли периода холодной войны имели неожиданно высокую стойкость к гидродинамическим ударам. Благодаря своим размерам (любой корабль — огромен) и развитому силовому набору, они, во время шок-тестов, выдерживали близкие подводные взрывы мощностью в тонну ВВ! ![]() Испытания крейсера “Арканзас”. Кстати, он был короче “Замволта” и уже на целых пять метров. Чтоб не достаться спрутам или крабам... Вопреки авторитетному мнению “экспертов”, корабли, как и прежде, нуждаются в противоторпедной защите. Встреча с торпедой не значит мгновенной гибели в морской пучине. Корабль поврежден. Впереди — долгая и упорная борьба за эсминец, жизни сотен человек его экипажа и сохранение боевого потенциала эсминца. Насколько эффективной окажется борьба, в большой мере зависит от конструкции самого корабля и возможностей его ПТЗ, поглотившей и рассеявшей большую часть энергии взрыва. Те, кто рассказывают, как “корабли ломает пополам”, просто не хотят замечать очевидные вещи. Несчастные “Спрюэнс” и “Торренс” — всего лишь частные случаи, обусловленные хлипкостью их конструкции. И пусть современные торпеды срабатывают где-то под днищем. Самые мощные из них (УСЭТ-80, Марк-48) содержат на 70% меньшее ВВ, чем легендарные японские “лонг-лэнсы” (боевая часть 490 кг). Попадание которых, как известно, отнюдь не всегда приводило к гибели кораблей. ![]() Крейсер “Минеаполис” после боя у Тассафаронга. Первый “лонг-лэнс” оторвал носовую оконечность до первой башни ГК, взрыв второго уничтожил котельное отделение №2. Несмотря на причиненные повреждения, “Миннеаполис” совершил своим ходом трансокеанский переход. Спустя девять месяцев он вновь участвовал в сражениях на Тихом океане. Автор: Олег Капцов http://topwar.ru/ |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Эксперимент: сколько непрерывных выстрелов выдержит легендарный ППШ | ezup | Военный кинозал | 0 | 12.02.2020 10:57 |
65 сантиметров смерти. Отказ от 65-см торпедных аппаратов — ошибка | ezup | Военно-морской флот | 0 | 13.12.2019 19:46 |
Выдержит удар снаряда: «Ростех» представил сверхпрочное стекло для поездов | ezup | Новости России | 0 | 23.07.2016 00:31 |
Когда опрокинется «Замволт»? | ezup | Военно-морской флот | 0 | 05.03.2016 16:36 |
Война на истощение: Выдержит ли Россия? | ezup | Россия вчера, сегодня, завтра! | 0 | 13.12.2015 00:25 |