Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]()
США развивают программу палубных беспилотных летательных аппаратов
Командование ВМС США активно занимается реализацией программы разработки перспективных палубных беспилотных летательных аппаратов, которые в будущем станут выполнять множество задач. В частности, такие беспилотники согласно предварительным требованиям военных должны будут уметь взлетать и садиться на палубу авианесущего корабля, проводить разведку, рекогносцировку и наблюдение, наносить высокоточные удары по объектам противника, находящимся под прикрытием системы противовоздушной обороны, и даже дозаправляться в воздухе и производить дозаправку других беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов. Начало же программе перспективных палубных дронов положила программа демонстратора технологий X-47B UCAS-D. Работы по созданию палубного беспилотника для американских ВМС начались в США в середине 2000 года. Разработкой аппаратов занимались тогда две компании – Boeing, представившая в 2002 году БЛА X-45, и Northrop Grumman, создавшая X-47A Pegasus. Впоследствии командование ВМС заключило с Northrop Grumman контракт на создание аппарата – демонстратора технологий, который и получил обозначение X-47B UCAS-D (Unmanned Combat Air System-Demonstrator). Испытали по полной программе X-47B оснащен складывающимся крылом и двумя внутренними бомбоотсеками для вооружения общей массой до двух тонн. Беспилотник способен развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние свыше четырех тысяч километров. Сейчас аппарат оснащен лишь системой управления и обмена информацией и оборудованием, необходимым для маневрирования на загруженной палубе авианосца. Дополнительных боевых систем на дрон пока нет и даже не планируется устанавливать. К настоящему времени ВМС США потратили на проект X-47B 1,4 миллиарда долларов. Первый полет демонстратора палубного БЛА состоялся 4 февраля 2011 года, он откладывался на протяжении двух лет. “ БЛА планируется использовать для разведки, рекогносцировки, наблюдения и нанесения высокоточных ударов по наземным целям ” Вскоре после этого началась подготовка к проведению его испытаний на палубе авианосца. В ноябре прошлого года Northrop Grumman совместно со специалистами ВМС США испытала палубную систему управления беспилотником, получившую название CDU (Control Display Unit). Она полностью контролирует тягу двигателя и рулевой механизм X-47B при движении по корабельной палубе. Позднее беспилотный аппарат доставили на авианосец «Гарри Трумэн», где проверялась способность дрона маневрировать на летной палубе. Эти испытания завершились в декабре 2012-го. В ноябре прошлого года X-47B также впервые совершил взлет при помощи катапульты на наземном полигоне. Весной 2013-го X-47B доставили на палубу авианосца «Джордж Буш». 14 мая текущего года беспилотник впервые совершил катапультный взлет с авианесущего корабля. В момент запуска авианосец находился у побережья Вирджинии. По словам руководителя программы UCAS ВМС США Карла Джонсона, это событие стало вторым важнейшим в истории флота после первого взлета пилотируемого самолета с палубы авианосца в 1915 году. В общей сложности X-47B после взлета с авианосца находился в воздухе 65 минут. За это время испытатели выполнили несколько низких пролетов над палубой и заходов на посадку. Испытания завершились посадкой беспилотника на аэродроме базы ВМС США «Патаксент-Ривер» в Мэриленде в 278 километрах от места взлета. В ходе полета БЛА успешно выполнил сразу несколько испытательных задач. Во-первых, разработчики убедились в способности X-47B выполнять полеты и маневрировать в контролируемом воздушном пространстве вокруг авианосца. Во-вторых, была испытана возможность передачи управления беспилотником от оператора на борту «Джорджа Буша» оператору на авиабазе «Патаксент-Ривер». Наконец, проверена способность аппарата взаимодействовать с бортовыми системами авианесущего корабля. Первую посадку на палубу X-47B выполнил 10 июля на авианосце «Джордж Буш» недалеко от побережья штата Вирджиния. Согласно программе испытаний X-47B должен был совершить три взлета и три посадки с палубы авианосца, однако беспилотник сумел только дважды сесть и трижды взлететь с корабля. При заходе на третью, последнюю посадку БЛА выявил сбой в системе навигации и автоматически ушел на заранее намеченный резервный аэродром на острове Уоллопс. Там аппарат приземлился без инцидентов. Позднее ВМС США и американская компания Northrop Grumman провели новое испытание X-47B UCAS-D посадкой на палубу авианосца «Джордж Буш». Во время испытаний дрон взлетел с аэродрома на базе ВМС США «Патаксент-Ривер». При заходе на посадку аппарат обнаружил неполадку и автоматически вернулся на базу «Патаксент-Ривер». Дополнительные попытки посадить X-47B на палубу не предпринимались. На этом программу разработки X-47 планировалось завершить, но военные посчитали необходимым продлить испытания беспилотника до конца 2013 года, чтобы получить более полное представление о возможностях аппаратов такого класса. Что хотят получить военно-морские силы В процессе реализации проекта X-47B ВМС США занимаются формированием требований к перспективным палубным ударным беспилотникам, первый из которых, как ожидается, будет принят на вооружение уже в 2019–2021 годах. Формальный тендер на разработку беспилотного аппарата был объявлен в марте 2010-го. Согласно обнародованным требованиям ВМС палубные беспилотники должны быть способны проводить в воздухе не менее 11–14 часов с полезной нагрузкой в виде различного рода сенсоров, вооружения или топлива для дозаправки других аппаратов в воздухе. В дронах должны применяться различные технологии малозаметности. При этом особых запросов к компоновке не предъявляется. ![]() Какими именно будут перспективные аппараты, сказать пока сложно – компании Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman, участвующие в тендере ВМС США, подробности о своих проектах не раскрывают. Между тем сам X-47B выполнен по схеме «летающее крыло» с применением технологий малозаметности. Он оснащен реактивным двигателем Pratt & Whitney F100-220U без форсажной камеры, способным развивать тягу до 79,1 килоньютона. Размах крыла беспилотника – 18,93 метра, длина – 11,63 метра, высота – 3,1 метра. Для сравнения: аналогичные параметры палубного истребителя F/A-18E/F Super Hornet составляют 13,62, 18,31 и 4,88 метра соответственно. В ближайшие несколько месяцев X-47B предстоит принять участие еще в нескольких испытаниях. В целом программа испытаний X-47B подходит к концу. В 2014-м ВМС США проведут анализ всех полученных в результате реализации проекта UCAS-D данных и на их основе сформируют окончательный список требований к перспективным палубным БЛА. С 2007 года Northrop Grumman построила в общей сложности два летных прототипа X-47B, постройку дополнительных таких беспилотников ВМС заказывать не планируют. По окончании испытаний уже имеющиеся аппараты передадут в музей авиации. В 2014 году командование ВМС США намерено заключить контракты на разработку палубных беспилотников со всеми четырьмя участниками тендера, однако соглашение на производство и поставку аппаратов будет подписано только с одним из них. Компания Northrop Grumman планирует предложить американским военным БЛА на базе X-47B, Boeing – на базе Phantom Ray, Lockheed Martin – Sea Ghost, а General Atomics – Sea Avenger (продолжение уже созданного семейства Predator: M/RQ-1 Predator, MQ-9 Reaper и MQ-1C Grey Eagle). Из всех перечисленных аппаратов в летных испытаниях пока участвуют только X-47B и Phantom Ray. Впрочем, планы американских военных, возможно, несколько поменяются. В частности, ВМС США могут отложить обнародование требований к новым палубным беспилотным летательным аппаратам и объявление тендера на их разработку. Поводом для этого стали разногласия между командованием авиационных систем ВМС США и Пентагоном относительно задач, которые должны будут выполнять новые аппараты. Ранее предварительные требования к беспилотникам предполагалось обнародовать в середине декабря 2013-го, а окончательные – во втором квартале 2014 финансового года (первый квартал 2014-го). Согласно утверждению ВМС все требования к палубным беспилотникам, которые военные уже подготовили, изменяться не будут: новые БЛА должны быть построены с широким применением технологий малозаметности, нести вооружение для нанесения высокоточных ударов по объектам противника, различные сенсоры для разведки, рекогносцировки и наблюдения, системы радиоэлектронной борьбы и оборудование для дозаправки в воздухе, а также произведения дозаправки других летательных аппаратов. В Пентагоне же заявляют, что пока не определились с окончательным спектром задач, которые будет выполнять новый беспилотный аппарат. Так, в ведомстве сомневаются в том, что на данном этапе верно соблюден баланс между дальностью полета беспилотника, его малозаметностью и возможностью нести вооружение и полезную нагрузку в виде сенсоров и различных систем. В Министерстве обороны США рассматривают возможность разработки исключительно разведывательной версии палубного беспилотника, которому не потребуется прорывать системы ПВО противника. Действующий пока график предусматривает подписание контракта на разработку палубных беспилотников в рамках проекта UCLASS в четвертом квартале 2014-го (первом квартале 2015 финансового года, начинающегося 1 октября 2014-го). При этом начальную оперативную готовность новых БЛА планируется объявить в 2019–2021 годах. Сроки принятия аппаратов на вооружение пока окончательно не определены, по заявлению военных, во многом они будут зависеть от скорости отработки технологий и проведения испытаний. В ближайшие 30 лет американское военное ведомство намерено увеличить количество беспилотных летательных аппаратов на вооружении страны в четыре раза – до 26 тысяч единиц. Это будет сделано не только за счет производства самих дронов, но и посредством конвертации уже имеющихся самолетов в беспилотные варианты (например лишиться пилотов могут штурмовики A-10 Thunderbolt II), а также разработки опционально пилотируемых боевых летательных аппаратов. С каждым годом увеличивается число новых технологий, позволяющих решать задачи, с которыми человек справиться уже не в состоянии. И вполне может статься, что в отдаленном будущем палубные беспилотники будут взлетать уже с безэкипажных авианосцев. Под властью роботов Серьезная приверженность американских военных к разработке беспилотных авиационных систем и наземных роботизированных комплексов между тем вызывает опасения у различных правозащитных организаций. Так, организация Human Rights Watch при поддержке Гарвардской школы права в прошлом году опубликовала 50-страничный доклад об опасности использования полностью автономных (роботизированных) вооружений. Авторы доклада полагают, что боевые роботы не смогут отличить мирных жителей от военных, а значит, международные правила ведения военных действий будут серьезно нарушены. Проведя ряд исследований, HRW пришла к выводу, что роботы – суть механизмы, оснащенные возможностью воспринимать окружающий мир и действовать в соответствии с программой. Все они в той или иной степени обладают автономностью, то есть способны осуществлять какие-либо действия без вмешательства человека. Степень автономности у дронов будет значительно отличаться в зависимости от модели. Условно роботов можно разделить на три категории: «человек в системе управления» (human in the loop), «человек над системой управления» (human on the loop) и «человек вне системы управления» (human out of the loop). Первая категория подразумевает, что некая беспилотная машина может самостоятельно обнаруживать и выбирать цели, однако решение об их уничтожении принимает только человек-оператор. Ко второй категории относятся системы, способные самостоятельно обнаруживать и выбирать цели, а также принимать решения об их уничтожении, но человек-оператор, исполняющий роль наблюдателя, в любой момент может вмешаться в эту цепочку. Наконец, в третью категорию HRW включила роботов, способных обнаруживать, выбирать и уничтожать цели вообще без человеческого вмешательства. В докладе, который получил название Losing Humanity: The Case Against Killer Robots (дословно «Теряя человечность: доводы против роботов-убийц»), в частности, отмечается, что машины лишены сострадания и не несут ответственности за причиненный ущерб. С одной стороны, как говорится в докладе, наличие боевых роботов поможет спасти жизни собственных военнослужащих. С другой – использование роботов вместо людей может облегчить моральную ответственность за развязывание военных конфликтов. Чтобы хоть как-то избежать нарушения прав человека и «безнаказанных» действий роботов, им необходим постоянный контроль со стороны человека. Впрочем, в докладе отмечается, что полностью автономные боевые машины пока еще не разработаны и тем более не приняты на вооружение. По мнению экспертов, на которых ссылаются авторы документа, такие вооружения могут появиться в ближайшие 20–30 лет. Первыми подобные технологии, как ожидается, представят США, Израиль, Южная Корея, Китай, Германия, Великобритания и Россия. Автор Василий Сычев Первоисточник |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
X-47В |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Боевые самолёты. Упавшая ласточка Ki-61 | ezup | История мировой авиации | 0 | 12.09.2019 20:49 |
«Ласточка» Однополосная радиостанция | ezup | Судовая аппаратура связи | 1 | 17.12.2018 22:44 |
Ласточка | ezup | Фауна | 1 | 30.09.2014 20:44 |
Топ-10 смешных и умных шуток | ezup | Перлы | 0 | 25.11.2012 16:49 |
10 самых умных пород собак | ezup | Фауна | 4 | 22.03.2012 00:56 |