Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Беспилотный летательный аппарат EADS «Harfang», названный «в честь» белой, или полярной совы, представляет собой модифицированный под французские требования БЛА типа «Heron», разработанный израильской компанией IAI. Он относится к классу MALE (Medium Altitude, Long Endurance) - средневысотный, большой продолжительности полета. Главной внешней отличительной особенностью французского варианта является носовая бульбовидная часть фюзеляжа, в которой размещается антенна спутниковой системы связи. Хотя позже израильская компания представила на международных выставках вариант БЛА типа «Heron» в конфигурации, близкой к БЛА типа «Harfang» (с носовым бульбовидным обтекателем антенны спутниковой связи и пр.). Прототип БЛА EADS Harfang под названием «Eagle» (зачастую также употребляют обозначение «Eagle 0») представили широкому кругу специалистов на международной аэрокосмической выставке в Ле-Бурже в июне 1999 г., и почти сразу к нему проявило интерес командование ВС Франции. Первый полет он выполнил в 1998 г. Аппарат был оснащен: поршневым двигателем Rotax 914, антиобледенительной системой, бортовой РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом наблюдения и разведки израильской компании «Taman» (входит в состав IAI), работающей в частотном диапазоне С (4 ГГц) системой обмена данными производства израильской компании «Tadiran Spectralink Ltd» с дальностью действия 250 км, радиосистемой удаленного взлета и посадки (по командам оператора) и системой управления полетом БЛА только в зоне прямой видимости и пр. Системы спутниковой связи у него не было, а потому характерный бульбовидный обтекатель в носовой части отсутствовал. 8 июне 2002 г. шведское Агентство по оборонным закупкам (FMV) проводило оценочные испытания этого БЛА в качестве составной части более обширной программы разработки сетецентричной системы сбора, обработки и распределения различных данных. Аппарат оснащался системой госопознавания VDL Mode 4 разработки Космической корпорации Швеции (Swedish Space Corporation), оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения с оптическим и инфракрасным каналами, а также РЛС с синтезированной апертурой антенны, гражданским ответчиком (транспондером) и аппаратурой изучения атмосферы. Всего с авиабазы Кируна, расположенной около Полярного круга, выполнили пять полетов, причем передача видеоданных осуществлялась посредством защищенной линии связи одновременно как на авиабазу, так и в Стокгольм. В сентябре 2005 г. Министерство обороны Великобритании в рамках экспериментальной программы по изучению возможности закупки единого беспилотного летательного аппарата (Joint UAV Experimentation Programme, или JUEP) взяло в аренду для проведения оценочных испытаний один модифицированный БЛА типа «Eagle» (ZJ989) - без бульбовидного обтекателя в носовой части, но оснащенный РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения, а также радиолинией обмена данными. С 7 по 21 октября 2003 г на авиабазе канадских ВВС в Саффилде (провинция Альберта) специалисты учебного подразделения сухопутных войск Великобритании и группа реализации программы JUEP осуществили 12 полетов данного БЛА общей продолжительностью 73 ч. В 2001 г генеральная делегация по вооружению МО Франции (Delegation Generale pour I'Armament, или DGA) объявила тендер на оснащение вооруженных сил Франции современными беспилотниками класса MALE. Наиболее выгодные позиции на тот момент были у франко-израильского проекта, предусматривавшего поставку аппаратов типа «Eagle»: их планировалось собирать в Израиле и дорабатывать под нужды заказчика во Франции. После длительных переговоров и разработки проекта модернизации БЛА при участии концерна EADS был подписан контракт на поставку французским ВВС партии из четырех беспилотных летательных аппаратов «Eagle 1» («Harfang»). Эта программа известна как «EAGLE/ SIDM», где последняя аббревиатура означает «Systeme Interimaire de Drone MALE», что можно перевести как «промежуточная беспилотная авиационная система класса MALE». БЛА EADS Harfang выполнен по двухбалочной схеме. Крыло - прямое, высокорасположенное, с большим относительным удлинением. Оно оснащено закрылками и антиобледенительной системой. Хвостовое оперение - двухкилевое, с рулями направления, расположенными на килях, и двухсекционным рулем высоты, находящимся на горизонтальном стабилизаторе, соединяющем кили. В фюзеляже размещаются: вся целевая нагрузка, системы управления, связи и обмена данными, элементы силовой установки и запас топлива. В передней части фюзеляж имеет характерную изогнуто-приподнятую бульбовидную форму, где под радиопрозрачным обтекателем находятся антенны систем связи, управления и обмена данными; под носовой частью фюзеляжа на стабилизированной платформе располагается блок аппаратуры оптико-электронной/тепловизионной поисковой системы и лазерный дальномер. Антенна бортовой РЛС находится в радиопрозрачном обтекателе, который смонтирован под центральной частью фюзеляжа. В верхней части фюзеляжа имеется мачта с антенной системы связи. ![]() Шасси - колесное, трехстоечное, убирающееся; оно позволяет эксплуатировать БЛА только с подготовленных ВПП. Силовая установка - двигатель Rotax 914F с турбонаддувом мощностью 115 л.с. (86 кВт) при 5800 об./мин, который приводит во вращение двухлопастный толкающий воздушный винт, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Управление БЛА EADS Harfang и его целевой нагрузкой осуществляется операторами с автоматизированных рабочих мест (АРМ) наземной станции управления, либо в автономном режиме по заранее разработанной программе-сценарию. Бортовая система управления включает инерциальный блок и аппаратуру глобальной космической радионавигационной системы, а также вычислительный блок. Беспилотная авиационная система (комплекс) на базе БЛА типа EADS Harfang состоит из трех беспилотных летательных аппаратов, двух наземных станций управления и средств обеспечения. Каждая наземная станция управления включает четыре АРМ: - М-1 - модуль планирования полетного задания (на базе аналогичного модуля для самолетов «Мираж» 2000); - М-2 - модуль управления БЛА; в основном используется на взлете и посадке, остальная часть полета проходит в автоматическом режиме, хотя современная система управления взлетом и посадкой разработки компании «Малат», установленная на БЛА, позволяет выполнять взлет и посадку также в автоматическом режиме; - М-5 - пост целевой нагрузки, представляющий собой модуль получения данных от аппаратуры наблюдения и разведки; - М-4 - разведывательный модуль, в котором аккумулируется вся «чувствительная» информация, получаемая с помощью целевой аппаратуры беспилотника. Здесь располагается специалист по разведке; другие члены боевого расчета доступа к данному модулю не имеют. Управление на дистанции прямой видимости (порядка 150-200 км) осуществляется по радио, затем по спутниковой системе связи, построенной на базе геостационарных спутников. Процесс управления аппаратом при минимальном боевом расчете в составе трех человек выглядит следующим образом. Оператор (или пилот, как его часто называют военные) находится на рабочем месте в наземной станции управления. Перед ним расположен дисплей, на который выводятся данные с видеокамеры, установленной на правом вертикальном стабилизаторе хвостового оперения БЛА и позволяющей в любое время суток наблюдать за поведением аппарата на взлете (посадке) и в полете, а также получать общую информацию об окружающей обстановке. Оператор с помощью джойстика выруливает беспилотник на стартовую позицию на взлетно-посадочной полосе, после чего в автоматическом режиме выполняется взлет В процессе полета оператор осуществляет контроль за поведением БЛА. Во время выполнения посадки он с помощью джойстика заводит беспилотник на глиссаду посадки, после чего все процессы опять-таки выполняются автоматически. Второй номер боевого расчета (оператор целевой нагрузки) осуществляет управление комплексом бортовой целевой радиоэлектронной аппаратуры, а третий номер расчета (специалист по разведке) находится за АРМ типа М-4 и решает свои специальные задачи. По результатам эксплуатации БЛА типа EADS Harfang в Афганистане было установлено, что для обеспечения полетного задания продолжительностью 20-24 ч требуется девять человек, которые работают посменно: четыре пилота-оператора, два специалиста по разведке, два специалиста по дешифровке фотоснимков и изображений РЛС с синтезированной апертурой антенны, а также один специалист-координатор, сводящий поступающую от БЛА информацию с остальной информацией по данному ТВД. Работоспособность всей системы на аэродроме базирования обеспечивают в этом случае 15 технических специалистов -инженеров, электронщиков и программистов. Перед взлетом беспилотника они проводят его полную проверку, приводят в рабочее положение спутниковую линию связи и выполняют другие необходимые операции, после чего уже передают контроль непосредственно оператору. БЛА EADS Harfang является сугубо разведывательным аппаратом и не имеет никакого вооружения. Он несет следующую целевую нагрузку: - РЛС с синтезированной апертурой антенны EL-M-2055 компании «Elta»; она имеет разрешающую способность менее 1 м и встроенный индикатор движущихся целей, обеспечивающий соответствующий режим работы бортовой РЛС; - оптико-электронную/тепловизионную поисковую систему (WAS/SPOT) компании «Taman» с оптическим и инфракрасным каналами (MOSPEO/IR); - лазерный дальномер-целеуказатель (стандарт НАТО Stanag 5875); - панорамную камеру; - систему спутниковой связи рабочего диапазона Ки; - систему радиосвязи для работы на дальность прямой видимости; - радиовысотомер и лазерный трекер; - аппаратуру систем государственного опознавания «свой-чужой» и управления воздушным движением (АТС Voice), позволяющую передавать данные со скоростью 8 Мб/с. Кроме того, на БЛА EADS Harfang установлена специализированная система ROVER (Remote Operations Video Enhanced Receiver) для передачи видеоданных в реальном масштабе времени на наземные командные пункты и на иные потребители. Первый полет БЛА EADS Harfang в указанной конфигурации, позволяющей накапливать до 12 ч видеоинформации и значительный массив другой информации, передавая ее в реальном масштабе времени на дальность до 1000 км, совершил в Афганистане 4 марта 2010 г, поскольку первоначально аппараты поставлялись с менее внушительным составом бортового радиоэлектронного оборудования. Закупочная стоимость одного БЛА EADS Harfang сегодня составляет 54 млн евро. Эти беспилотники стоят на вооружении только одного подразделения ВВС Франции - эскадрильи 1/33 «Бельфор» (ED 1/53 Belfort). Технические характеристики Длина: 9,3 м Размах крыла: 16,6 м Масса пустого: 657 кг Максимальная взлётная масса: 1250 кг Силовая установка: 1 х Rotax 914F Мощность двигателей: 1 х 115 л. с. (взлётная) Максимальная скорость: 207 км/ч Практическая дальность: 1000 км Практический потолок: 7600 м Боевая нагрузка: 250 кг по материалам статьи - автор : В.Щербаков первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2017 г. №03 |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
бпла |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Разведывательный БПЛА "Корсар" вышел на государственные испытания | ezup | Авиационные новости | 0 | 28.08.2019 13:11 |
Легкий разведывательный танк Mk VIА | ezup | Бронетехника Англии | 0 | 04.01.2019 00:23 |
МО: Ударно-разведывательный БПЛА "Орион" пойдет в серию в 2019 году | ezup | Авиационные новости | 0 | 19.12.2018 17:16 |
Легкий разведывательный бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 | ezup | Бронетехника Германии | 0 | 17.12.2018 23:31 |
«EADS» - ТК «TransProtec» | ezup | БМП и БТР | 0 | 30.01.2012 22:03 |